Факторы, определяющие выбор вилочного погрузчика

Цена погрузчика

Фактор цены при выборе погрузчика, как, впрочем, и любой другой техники, играет, важную, а часто и первостепенную роль. При выборе погрузчика каждый старается руководствоваться принципом минимизации затрат.

В качестве количественной оценки соотношении цены и качества, на наш взгляд, наиболее целесообразно выбрать такой оценочный параметр как стоимость одного моточаса работы погрузчика.

Возможно, он не всегда просто поддается количественной оценке, но при желании его все же можно определить. Зато этот показатель хорош тем, что включает в себя не только цену покупки, но и стоимость обслуживания и ремонта, энергоносителей и ГСМ, ресурс погрузчика. При его подсчете можно принять, что лучшие производители обычно декларируют срок службы в 16-20 тыс. моточасов (т.е. 10-12 лет при односменной работе), хотя попадаются модели, отработавшие по 40-45 тыс. моточасов.

Пока отечественные потребители, большинство из которых сами являются автомобилистами, предпочитают автопогрузчики (дизельные и газ/бензиновые погрузчики) как более «понятную» технику.

Действительно, низкие эксплуатационные расходы и высокая экологичность электропогрузчиков оборачивается определенными ограничениями (наличие зарядного устройства, места для зарядки тяговой аккумуляторной батареи (АКБ) с вытяжкой и соответствующий специалист аккумуляторщик), но расчет стоимости моточаса часто показывает, что такие погрузчики могут оказаться выгоднее.

Чем выше интенсивность эксплуатации, тем надежнее и удобнее в эксплуатации должен быть погрузчик.

  • Для трехсменного режима безусловно подходит только новая импортная техника, или надо иметь увеличенный по численности парк погрузчиков.
  • Если же работать на погрузчике лишь час в день можно приобрести бывший в употреблении российский погрузчик. Правда, в этом случае всегда остается опасность, что он может встать, а относительная дешевизна запчастей с лихвой компенсируется частой заменой.
Поэтому, если вы все же решили приобрести подержанный погрузчик, рекомендуем воспользоваться советом специалистов: не покупать модель, отработавшую более 10 тыс. моточасов, в отсутствии контроля со стороны фирмы-производителя и тем более — в нашей стране.

Тип перевозимого груза, вес и размеры грузового места у погрузчика

Практика погрузочно-разгрузочных работ привела к унификации размеров грузов. При перевалке большинства грузов массой 0,5-3,2 т в закрытых складах общепринятой практикой стало использование в качестве тары палет (поддонов), поэтому основным рабочим органом вилочного погрузчика являются вилы. Обычно длина вил погрузчиков зависит от типа поддонов, с которым приходится работать, и колеблется в диапазоне от 730 до 1100 мм. Выбирая их, надо иметь в виду не только размеры поддонов, с которыми придется работать, но и то обстоятельство, что с увеличением длины вил растет ширина рабочего проезда для погрузчика. Кроме вилочных погрузчиков для обработки паллет с фронтальным расположением вил существуют погрузчики с боковым расположением вил. Они, как правило, используются для работы с длинномерными грузами (пиломатериалами, металлопродукцией) на длинных плечах транспортировки. На открытых площадках терминалов используют погрузчики для перевалки 20-ти и 40-футовых универсальных контейнеров. Здесь помимо вилочных моделей погрузчиков с грузоподъемником-мачтой применяются и погрузчики с телескопической стрелой и верхним захватом типа «спредер».

Для обработки несандартных типов видов грузов используют специальное унифицированное навесное оборудование для вилочных погрузчиков, которое позволяет использовать обычный вилочный погрузчик для транспортировки непаллетированных грузов, рулонов и даже сыпучих грузов типа песка.

Высота штабелирования погрузчика

Высота штабелирования (при наличии стеллажей — их высота) определяет тип грузоподъемника у погрузчика. Мачта погрузчика стандартного типа обычно поднимает груз на высоту до 3300 мм, что позволяет складировать груз на третий ярус стеллажей и отличается хорошим обзором. Для подъема на большую высоту (до 7,0-7,5 м у разных производителей погрузчиков) используются трехсекционные мачты. Для удобства позиционирования груза мачта таких погрузчиков имеет функцию наклона «вперед-назад».

Штабелирование груза погрузчикам в два яруса в стесненных условиях (в ж/д вагонах, универсальных 20- или 40-футовых контейнерах или в кузове автофуры) можно осуществить только при наличии у погрузчика функции «специального свободного хода» — подъема вил без подъема самого грузоподъемника, т.е без увеличения «строительной» высоты машины. Эта опция имеется не на всех типах грузоподъемников. Однако если погрузчик обрабатывает два лежащих друг на друге поддона одновременно, а не раздельно, то в этой опции, которая обычно стоит дополнительных денег, нет необходимости.

Напольное покрытие в месте работы погрузчика

В качестве напольного покрытия для работы погрузчика могут выступать бетон, асфальт, металлическая плитка или специальные покрытия. Однако для погрузчика важно не только наличие покрытия, но и состояние. Если пол имеет выбоины, неровности, пороги, то лучше использовать модели погрузчиков на пневмошинах: они лучше амортизируют удары и толчки, и к тому же достаточно дешевы. Если же погрузчик работает в условиях, когда на полу может оказаться металлическая стружка, куски металла, проволоки, гвозди, битое стекло и пр. пневмошины не пригодны и лучше использовать бандажные шины. Правда, последние очень жестки и плохо предохраняют от вибраций. Промежуточным и наиболее оптимальным вариантом шин для погрузчика во многих случаях являются т.н. «массивные» шины или шины из «суперэластика», совмещающие в себе достоинства первых двух типов шин: они достаточно эластичны, и проколоть их просто невозможно, поскольку они не заполняются воздухом.

Если вилочному погрузчику приходится работать на строительных площадках, в сельской местности, на лесозаготовительных предприятиях, а то и вовсе при полном отсутствии дорог, лучше выбирать специальные «внедорожные» модели погрузчиков на пневмошинах с повышенным тяговым усилием и большим дорожным просветом. Среди таких погрузчиков также имеется целый ряд моделей с грузоподъемником в виде телескопической стрелы.

Планируемая интенсивность работы погрузчика

Погрузчики могут работать в одну, две или три смены. При интенсивной работе следует обратить внимание на такие характеристики погрузчика как маневренность (минимальный радиус поворота, габариты), скорость передвижения (с грузом и без него), скорость подъема и опускания груза, количество обрабатываемого груза в среднем за день (в тоннах или транспортных местах-вагонах, фурах, палетах). С увеличением класса нагружения погрузчика также растут (иногда двукратно) расходы на энергоносители. При использовании электропогрузчиков следует заранее подумать о приобретении запасных аккумуляторных тяговых батарей и своевременной их подзарядке.

Безопасность и удобство погрузчика

Следует помнить, что погрузчик — это механизм. Поэтому, выбирая модель, важно учитывать эксплуатационные факторы, обуславливающие безопасность работы. Относительно большой вес погрузчика и перевозимого груза, работа в стесненных условиях, достаточно высокая скорость движения и подъема грузов, смещение центра тяжести при подъеме-опускании груза и высокая маневренность, постоянное движение вперед-назад увеличивают вероятность травматизма при обращении с ней. Согласно статистике, наиболее часто встречается такие виды аварийных ситуаций, как боковое опрокидывание погрузчика при повороте на большой скорости, падение груза или его части на крышу кабины. Поэтому в большинстве моделей электропогрузчиков и автопогрузчиков используются кабины с системами защиты от опрокидывания и падения грузов FOPS/ROPS и ремнями безопасности. В летнее время, когда снимается остекление кабины погрузчика, часто применяют защитные двери бугельного типа.

Вождение погрузчика требует особого внимания. Чтобы оно не снижалось, фирмы-производители погрузчиков уделяют большое внимание вопросам эргономики: снижают шумность и вибрацию, предусматривают возможность настраивания сидения и рулевой колонки под вес и рост водителя погрузчика, улучшают обзорность за счет совершенствования конструкции грузоподъемника и кругового остекления кабины, и т.п. На моделях последних поколений погрузчиков используются самые современные средства, облегчающие управление машиной: жидкокристаллический дисплей с выводом информации о параметрах погрузчика и его неисправностях, система диагностики, управление с помощью джойстика, системы защиты от несанкционированного доступа к управлению и др.

Условия работы погрузчика

От конкретных условий эксплуатации, т.е. от того, будет ли погрузчик работать в закрытом или открытом помещении, придется ли ему выезжать из помещения на улицу, особенно в холодное время года и т.д. прежде всего и будет зависеть, какой тип двигателя нужен вашему погрузчику.

Как известно, двигатель является важнейшим компонентом, сердцем машины и его характеризует целый ряд параметров (особенно, это относится к ДВС),

  • уровень шума,
  • экономичность,
  • экологичность,
  • номинальная выходная мощность,
  • номинальный крутящий момент,
  • объем двигателя.

    Как правило, на открытых площадках используют дизельные или бензиновые погрузчики (автопогрузчики), их же иногда применяют и в хорошо проветриваемых помещениях с высокими потолками. Кроме того, автопогрузчики можно оснащать нейтрализаторами выхлопных газов, правда, эти приспособления нормально работают только в контакте с хорошим топливом, а при соприкосновении с плохим быстро выходят из строя. Да и стоят они также недешево — $1000-$1500 за штуку.

    Электропогрузчики питаются от аккумуляторной тяговой батареи и чаще применяются в закрытых помещениях. Поскольку электричество — значительно более чистый энергоноститель, чем жидкое или газообразное топливо, эти погрузчики используются значительно чаще, чем дизельные, в странах Европы (в связи с принятыми там более жесткими нормативами по экологии и охране окружающей среды).

    В последнее время на смену двигателям, работающим на постоянном токе, пришли асинхронные двигатели переменного тока. Основной особенностью асинхронного привода является то, что постоянный ток, создаваемый тяговой аккумуляторной батареей, в них сначала преобразуется в переменный и только после этого подается на обмотку электродвигателя. В результате в таких конструкциях отпадает необходимость в щеточном узле, а значит и в замене щеток.

    Кроме того, преимуществами асинхронного двигателя являются

    • герметичность конструкции, исключающая возможность попадания в двигатель влаги, грязи и пыли (погрузчик с таким приводом может работать в самых тяжелых условиях);
    • пониженный износ благодаря автоматической регулировке частоты вращения и уменьшению количества трущихся деталей;
    • большая мощность и пониженное энергопотребление;
    • возможность автоматического торможения при отпускании педали газа, как на прямой, так и на наклонной плоскости (гарантия против самопроизвольного отката погрузчика).
    • Частота вращения и крутящий момент могут регулироваться независимо друг от друга, что позволяет осуществлять плавный разгон и торможение электродвигателем при использовании одной только педали газа.
    В настоящее время электропогрузчики с приводом переменного тока выпускаются всеми ведущими производителями погрузчиков. Предполагается, что роль этих агрегатов в технике в ближайшем будущем увеличится еще больше: по разным оценкам доля регулируемых приводов переменного тока к 2010 году составит от 66 до 97% всего рынка регулируемых приводов.

    Еще один вариант автопогрузчиков — бензиновый погрузчик с установленной на нем газовой системой. Обычно — это модели с небольшой грузоподъемностью (до 4,0-5,0 т).

    На газобензиновых автопогрузчиках используются бытовые 30- или 50-литровые газовые баллоны. Обычно достаточно иметь по 4-8 баллонов на каждый погрузчик, чтобы не чаще одного раза в неделю возить их на заправку.

    В Европе такие газ/бензиновые автопогрузчики из-за экологических требований значительно более распространены, чем дизельные: по некоторым данным они составляют около 50 % мирового рынка автопогрузчиков. Медленно, но верно, они занимают достойное место и на российском рынке, однако в нашей стране, несмотря на очевидные преимущества этих моделей автопогрузчиков, их использование сдерживается недостаточной развитостью сети газозаправочных станций.

    При работе в жарком или холодном климате погрузчики могут оснащаться кондиционерами или отопителями, кабины оборудуются «погодными» защитами от дождя и снега. К особо тяжелым условиям эксплуатации можно отнести

  • работу в морских портах, трюмах судов (норма амортизации составляет здесь три года вместо обычных шести),
  • на складах-холодильниках;
  • на металлургических предприятиях,
  • в условиях повышенной пожаро- и взрывоопасности.

    В этих случаях надо обращать внимание на защищенность не только самого двигателя, но и других элементов погрузчика, прежде всего электрических проводов и контактов (особенно в электропогрузчике) от коррозии, пыли, воздействия высоких температур. У многих зарубежных компаний-производителей, как у нас в стране, так и за рубежом существуют модели в особых спецификациях: для работы при низких температурах, для рыбоперерабатывающих предприятий, во взрывозащищенном исполнении.

    Важным фактором при выборе погрузчика является также и маршрут перевозки:

  • длина трассы,
  • наличие подъемов и поворотов, рамп, спусков,
  • ширина проезда,
  • размеры стеллажей,
  • наличие посторонних предметов над проходом (лампы, металлоконструкции).

    При работе с не очень тяжелыми грузами, в узких проходах и на невысоких скоростях обычно используются более маневренные трехопорные электропогрузчики.

    В случае необходимости вести работы на повышенных скоростях и с более тяжелыми грузами применяют четырехопорные автопогрузчики, отличающиеся большей устойчивостью.

    Анализ маршрута в совокупности с условиями работы подскажет, нужен ли погрузчику сигнал заднего хода, дополнительная осветительная аппаратура и другие опции, которые обычно приходится оплачивать дополнительно.

  • ЕВРОРУС